Отзывы мастеров Soft-Skills
Дарья Абдуллина
24 года
6 лет опыта работы с детьми
Тренер soft skills
4 группы от 8 до 13 лет
50 детей
"Если вам интересны люди, если вы любите людей, детей и у вас есть искреннее желание им помочь - эта профессия может вам подойти!"

Мне важно видеть подрастающее поколение детей и возможность влиять на них. Меня очень трогает, когда ты начинаешь работать с восьмилетними детьми, которые только начинают путь знакомства с собой, а на следующий год говорят: "для меня важно, чтобы соблюдали мои личные границы". Мне доставляет огромное удовольствие общаться с такими глубокими взрослыми и детьми, которые собираются в нашем сообществе. В прошлом году я начала с двух групп, сейчас, каждые выходные приходят около 50 детей.


Что тебе даёт быть мастером?
Возможность передавать свои знания и опыт тем стажерам, с которыми работаю в группах и непосредственно тем детям, которые у меня занимаются. Я знаю, что мы растим следующее поколение и помогаем им становится успешнее, увереннее, искать и находить ответы. Это очень энергичный вид деятельности, никогда не бывает одной и той же задачи - для каждого ребёнка, коллектива ищешь свой подход. Это дает крутой опыт общения с детьми и родителями, навык выстраивать долгосрочные отношения с клиентом.
Что было самым сложным на старте?
Я уже умела работать с детьми, в этом сложностей не было. А вот разобраться с геймификацией: герои, навыки.. Не было такого момента, чтобы я села и научиться - старалась разобраться по ходу, где-то вместе с ребятами. Я помню, как на первом обучении Олег попросил: "расставьте героев в правильном порядке." Первая мысль была: "Чтоооо? Всмысле? Есть какой-то правильный порядок?" Для меня это было важным открытием, много мне дало. До сих пор возвращаюсь к некоторым инсайтам с самодиагностики, это создало почву уверенности в том, что я иду в верном направлении в работе с ребятами.
Главные качества, навыки мастера?
Я вспоминаю тех мастеров, с которыми работаю рядом: нас пятеро и мы все абсолютно разные! Нас объединяет желание работать с детьми, работать с коллективами, горящие глаза, стремление к саморазвитию. Главное - желание!
Как эта профессия влияет на твою жизнь?
Интересное, заряжающие и поддерживающее окружение. Со многими коллегами мы становимся друзьями. Я могу реализовывать свои идеи в этом пространстве.


Почему ты выбрала эту профессию для себя?
В этом вопросе финансовый доход для меня стоит не на первом месте. Мне важно видеть подрастающее поколение детей и возможность влиять на них. Меня очень трогает, когда ты начинаешь работать с восьмилетними детьми, которые только начинают путь знакомства с собой, а на следующий год говорят: "для меня важно, чтобы соблюдали мои личные границы". Мне доставляет огромное удовольствие общаться с такими глубокими взрослыми и детьми, которые собираются в нашем сообществе.. На последней супервизии наш психолог, Татьяна, поразилась тому, насколько открыто и глубоко, я и мои коллеги, работаем в первую очередь с собой, чтобы потом развивать навыки у детей, насколько мы готовы слышать, слушать, быть честными и доверять.


Что дает тебе профессия мастера в плане профессиональной реализации?

Я реализуюсь и росту профессионально не только как мастер, но и в других видах деятельности. В этой сфере мой доход растет с увеличением числа групп и среднего количества детей в них. В прошлом году я начала с двух групп по 8-12 человек в каждой, сейчас у меня четыре группы, каждые выходные приходят около 50 детей.

Какие результаты своей работы ты видишь?

Личностный рост моих стажеров, рост осознанности участников даже в моей самой младшей по возрасту группе. Ребята становятся более открытыми, более уверенными, научились говорить о своих проблемах и решать конфликтные ситуации. Из конкретных кейсов которыми могу поделиться - девочка Алиса. В прошлом году на занятиях она сидела под стулом, чтобы так обратить на себя внимание группы, была зажата, не общалась с другими.Сейчас она стала говорить о том, что для неё важно, прояснять ожидания, благодарить. Её парадигма мышления о том, как вести себя в группе так, чтобы тебя приняли и заметили - изменилась. И её поведение изменилось.

Какие советы ты дашь новичкам?
Быть честным и открытым с собой в первую очередь, прислушивайтесь к себе. Ответить на вопрос: "я действительно этого хочу?" Попробуйте провести несколько пробных для себя занятий, примерьте эту роль, проведите исследование. Если вам интересны люди, если вы любите людей, детей и у вас есть искреннее желание им помочь - эта профессия может вам подойти!

Анна Пониткова
24 года
8 лет опыта работы с детьми
5 лет тренер soft skills
Работала более чем с 10 группами детей
Руководитель проекта "клубы" в г. Воронеж
"Это мой способ менять мир к лучшему"

Свой первый клуб я начала вести в 19 лет. Тогда мне было сложно общаться с родителями, были внутренние страхи, барьеры, неуверенность, казалось сложным заработать "кредит доверия" у родителей. Но эта профессия существенно вляиет на тебя. Начинаешь смотреть на мир немного иначе. В любой ситуации в первую очередь обращайся к себе: своему состоянию, мыслям, чувствам, а не ищешь причину или повод во вне. Это открытие существенно повлияло на мою жизнь. Это мой вклад, в подрастающее поколение, увеличение количества осознанных людей в нашем обществе.
Что тебе даёт быть мастером?
Это даёт мне личностное развитие: когда мы меняемся - меняется и окружающий нас мир. Второе - это работа с детьми. Это даёт мне эмоции, ощущение значимого вклада в мир. Я знаю, что мы с ними меняем мир к лучшему, их личные миры точно. Мне важно помогать им раскрывать свои способности и показывать разные варианты их применения. Также для важно, что я делаю то, чего не делают большинство школ и некоторые родители. Я стараюсь сразу видеть в ребёнке человека. Человека со своими мыслями, эмоциями, реакциями на мир - уникальными, неповторимыми. Не ждать, когда дети вырастут в "нормальных", удобных, "правильных", таких, какими мы хотим их видеть, а принимать, что они уже люди и создавать пространство, где они могут на что-то влиять, где их мнение значимо.
Как это, быть мастером?
По будням я общаюсь с родителями и детьми лично или в групповых чатах, напоминаю про задания, узнаю как дела. По выходным провожу занятия. Для меня важно, что я сама формирую свой график так, как удобно мне.
Что было самым сложным на старте?
Свой первый подобный клуб я начала вести в 19 лет. Тогда мне было сложно общаться с родителями, были внутренние страхи, барьеры, неуверенность, казалось сложным заработать "кредит доверия" у родителей. Через некоторое время моя коллега передала мне три своих уже готовых коллектива, которые больше не могла вести по личным причинам. Тогда я столкнулась с организационными сложностями, было непросто в начале вести сразу три группы. Также возникали сложности с тем, как позиционировать себя в уже сплоченных группах.
Как эта профессия влияет на твою жизнь?
Начинаешь смотреть на мир немного иначе. В любой ситуации в первую очередь обращайся к себе: своему состоянию, мыслям, чувствам, а не ищешь причину или повод во вне. Это открытие существенно повлияло на мою жизнь.
И второе, когда я рассказываю другим о том, чем занимаюсь, меня часто просят "посмотреть" на детей, что-то о них рассказать. И после этого ребёнок приходит заниматься ко мне в клуб. Хотя у меня не было цели позвать его к себе.

Почему ты выбрала эту профессию для себя?
Это мой способ менять мир к лучшему. Это мой вклад, мое влияние, которое я могу оказывать на подрастающее поколение, увеличение количества осознанных людей в нашем социуме. Кроме того, "через" детей очень интересно смотреть на себя. Они показывают тебе, как зеркало, что-то сокровенное и иногда даже забытое про меня саму.
Что дает тебе профессия мастера в плане профессиональной реализации?
Я чувствую себя реализованной, думаю, что нахожусь на своём месте. Для меня важно, что моя работа помогает мне расти. Я постоянно дополнительно обучаюсь, ищу дополнительные сообщества, которые могут в этом помочь, кому я могу в чём-то помочь. Это большая часть моей жизни.
Какие результаты своей работы ты видишь?
Я вижу довольных и счастливых детей и родителей. Вижу изменения, которые происходят в детях: мама привела в клуб девочку с запросом "она не может говорить в школе, не может ответить на любой вопрос учителя". Через 3 месяца мама сама подходит ко мне и рассказывает со слов учителя, что она начала отвечать на уроках, начала тянуть руку сама. Это результат на уровне личного развития. Ещё очень цепляет, когда в группах подросткового возраста создается настоящая команда, крепкое сообщество, которое базируется на общих ценностях. Когда ребята самостоятельно собираются вне занятий клуба, когда самостоятельно начинают работать со своими установками, понимают, что можно жить по-другому и совершают конкретные действия. Например, из последнего, мы устроили со старшей группой челлендж: каждый написал, что он хочет сделать до конца октября, каждую неделю мы фиксировали шаги. Был один парень, с запросом "Я не могу выстроить свой режим, у меня не получается". Мы дали ему напарника, предложили им систему отчётности друг перед другом. И вскоре он написал в общий чат, что уже неделю встаёт в семь и ложиться спать в одиннадцать. В такие моменты понимаешь, что получается создавать систему поддержки и мотивации ребят, чтобы у них происходили качественные изменения жизни за пределами нашего клуба.
Какие советы ты дашь новичкам?
Первое - начинай смотреть на себя. Все упражнения, задания и вызовы, которые ты увидишь в программе, это не то, чему тебе придется учить других. Научи сначала себя, найди эти навыки в себе. Второе - принять тот факт, что чем больше ты будешь погружаться в эту тему, тем больше ты будешь понимать, что чего-то не знаешь. Пусть это станет для тебя мотиватором. И ещё одно: старайся не выходить к детям с тем, чего еще нет в тебе. Если у тебя самого сложности с постановкой цели, не стоит рассказывать им разные техники с листа, как прописные истины. Это будет некомпетентно и нечестно. Если у них есть такой запрос - попробуй разобраться вместе с ними. Это работает.
Бухтоярова Дарья
30 лет
Тренер soft skills
Председатель ВРОДО "Искра"
"Ключевое в этой профессии - искренность, ответственность, любовь к детям и желание развиваться самому"

Это дает взаимную любовь. Ты любишь ребят, с которыми работаешь и они любят тебя в ответ. Мне кажется, это самое важное здесь, когда есть такое отношение друг к другу - все действия обретают смысл. Иногда мне кажется, что это не только работа или профессия. Это призвание. Все мы ходили в школу, и мы помним, что там всегда были учителя, которые пришли просто отработать свой урок, но есть и другие, учителя с большой буквы, которых мы помним всю жизнь, которые вложили в нас что-то ценное, большее, чем просто передачу знаний. Мне кажется, что профессия мастера - это про второе, про учителя жизни, про человека, который является наставником, примером.


Что тебе даёт быть мастером?
Это дает взаимную любовь. Ты любишь ребят, с которыми работаешь и они любят тебя в ответ. Мне кажется, это самое важное здесь, когда есть такое отношение друг к другу - все действия обретают смысл.
Опиши профессию, кто такой мастер?
Иногда мне кажется, что это не только работа или профессия. Это призвание. Все мы ходили в школу, и мы помним, что там всегда были учителя, которые пришли просто отработать свой урок, но есть и другие, учителя с большой буквы, которых мы помним всю жизнь, которые вложили в нас что-то ценное, большее, чем просто передачу знаний. Мне кажется, что профессия мастера - это про второе, про учителя жизни, про человека, который является наставником, примером. Это накладывает определённые обязательства: нужно не пытаться быть кем-то другим, не пытаться просто понравиться. Быть искренним в своих мыслях, поступках, быть собой, но при этом продолжать расти и развиваться - самая главная компетенция. Я стараюсь придерживаться этого пути, делаю много выводов, рефлексирую.
Ключевое в этой профессии - желание. Если ты хочешь сделать вклад в будущее, как-то изменить свой мир или мир ребят, которые к тебе приходят - ты сможешь всему научиться. Если ты хочешь, чтобы вокруг детей создавалось то окружение, то информационное поле, которое поможет им становится успешными, если ты делаешь это с чистым сердцем и открытой душой, чтобы они были счастливы в настоящем и будущем - попробуй стать таким человеком для них, обрести такую профессию, выбрать такое призвание.
Как эта профессия влияет на твою жизнь?

Сейчас мне уже сложно представить свою жизнь без этого. Это отчасти и есть моя жизнь. Мне важно иметь возможность помочь подростку, и я делаю это в любое время суток.


Что дает тебе профессия мастера в плане профессиональной реализации?
Я чувствую значимость того, чем занимаюсь. Мы строим будущее.
Какие результаты своей работы ты видишь?
Мне очень ценно, когда я вижу, как меняется ребенок за то время, которое он проводит в клубе. Когда приходят родители и делятся своими наблюдениями, изменениями, даже спустя несколько лет. Когда рассказывают о том, как изменились отношения внутри семьи, хотя мы точно напрямую с этим не работаем. Думаю, что за то время, пока я этим занимаюсь - сама очень сильно изменилась внутренне. Актёры говорят, что "нельзя зайти на сцену и уйти с неё одинаковым". Думаю про нас можно сказать что-то похожее.
Что было самым сложным на старте?
Раньше мне было очень сложно, если что-то шло не по плану. Если я что-то запланировала в программе занятия, а оно идёт не так - мы не успеваем, или настроение у группы сейчас другое, то это был мощнейший стресс, было обидно - я же так готовилась, столько усилий приложила. Сейчас, конечно, гораздо спокойнее воспринимаю. Появилась уверенность, что у меня достаточно опыта и знаний, для того, чтобы вывезти любую ситуацию и развернуть её наилучшим образом.
Если ты работаешь не один - бывало сложно сработаться. Это был хороший повод научиться взаимоуважению, принятию, искренности.

Какие советы ты дашь новичкам?
Идти с искренностью, не бояться признать, если что-то не получается себе и группе. Не пытаться любой ценой завоевать любовь детей. Не бояться, пробовать, прощать себя.
Белоусова Виктория
28 лет
Тренер soft skills
12 лет опыта работы с детьми
7 лет тренер soft skills
4 группы от 8 до 18 лет
50 детей
"Поменять мир одного человека - это уже очень много"

Результаты моей работы - это дети, у которых происходят изменения в жизни. Об этом говорят они сами, говорят их родители. Для меня это очень важная работа. Поменять мир одного человека - это уже очень много. А когда к тебе приходят 50 детей каждые выходные и мир каждого из них ты немного меняешь, и знаешь, что выйдя за пределы клуба, они тоже, своим настроением, состоянием, могут повлиять на других… Это становится больше, чем профессией, это становится твоей миссией.


Что тебе даёт быть мастером?
Я долго искала сферу, в которой буду работать. Для меня важно, чтобы она была "про меня". Я веду веду занятия по развитию навыков для детей уже много лет, каждый раз, перед новым учебным годом, я заново выбираю эту сферу для себя. Почему? Это приносит мне удовольствие, у меня это получается, это приносит мне радость. Есть профессии, а скорее люди, которые могут работать, не отвечая себе на вопрос "зачем я вообще этим занимаюсь, какой результат это даёт?", но лично мне это не подходит. Когда я искренне вижу результаты развития, когда у меня мурашки от того, что происходит с детьми на занятиях, это дает мне вдохновение и понимание значимости своего дела. Немаловажно, что это даёт ещё и финансовую опору, сейчас клубы приносят мне самый значительный доход из всех проектов, которыми я занимаюсь.
И ещё один момент - это даёт мне развитие. Невозможно вести занятия для детей по soft skills и не развиваться самому. Когда я только начинала работать, некоторые вещи я проживала на занятиях вместе с ребятами, то есть проводила тренинг для них, а меня трогало не меньше, я все пропускала через себя. Хочешь, не хочешь - приходиться расти и развиваться)
Ещё это даёт мне адекватное сообщество, окружение. Все мои коллеги и клиенты - это люди с похожими ценностями, которые откликаются мне.

Что было самым сложным на старте?
В начале мне было сложно научиться быстро и легко вести все необходимые записи, таблицы по каждой семье: ребёнку и родителю. Это важно делать регулярно, а я не очень структурный человек. Ещё, мне казалось, что вести пятьдесят детей будет сложно: тебе нужно знать каждого лично, всех их родителей, помнить их истории, ситуации. В начале это может напугать. Но уже через месяц-два занятий ты узнаешь и запоминаешь всех, это оказалось несложно. Просто не стоит думать, что это можно сделать за неделю.
Как это, быть мастером? Что ты делаешь?
Мой график выстроен так, что занятия с детьми идут по выходным, в субботу и воскресенье. Раз в неделю у нас планерка с коллегами, с которыми мы ведём группы в Воронеже, мы вместе создаем и тестируем разные элементы нашей программы. Минимум два контакта в неделю с родителями: первый после занятия - выкладываю фото и небольшой отчёт в общий чат. Второй контакт - в течение рабочей недели, могу отправить напоминания или новости. Кроме того, происходит личное общение: звонок или переписка минимум с 2-5 родителями в неделю. Ещё, после каждого занятия обязательно пишу заметки по всем ребятам, которые там были: как себя проявили, что делали, как происходит движение по личной траектории развития.
Для меня, как для мастера, важно быть в контакте с детьми. Я периодически спрашиваю, как у них дела, если занятие получилось непростым - обязательно интересуюсь их состоянием в течение недели. Могу общаться как в общем чате, так и лично, если это необходимо. Это не занимает много времени и моего ресурса, но дает большой результат в выстраивании твоего контакта с детьми и того, насколько ты можешь дополнительно влиять на те изменения, которые происходят.
Как эта профессия влияет на твою жизнь?
Я постоянно нахожусь в атмосфере, сообществах, которые мотивируют мне развиваться.
Почему ты выбрала эту профессию для себя?
Мне это нравится. Мне нравится работать с детьми, нравится их тактильность, открытость, искренность. Мне нравится передавать им что-то, когда я вижу, что мои знания могут быть кому-то ещё полезны - это очень заряжает.
Что дает тебе профессия мастера в плане профессиональной реализации?
В моей работе есть вещи, которые получаются у меня очень хорошо: я могу легко найти запрос, какую-то истинную цель прихода ребёнка к нам на занятия, у меня получается передавать им навыки, реализовывать проекты. До какого-то уровня я реализовалась. Сейчас начала сталкиваться с тем, что мне нужно дополнительное обучение, чтобы лучше, глубже, точнее порабатывать некоторые запросы, которые начали озвучивать дети в моих группах: например буллинг в школе или смерть близких. Это очень серьёзные темы и я рада, что дети начинают про них говорить, очень важно, чтобы у них было такое место. Но это требует и от меня лучшей квалификации, чтобы не только выслушать их, но и действительно помочь. Сейчас я размышляю над тем, заканчивается ли моя работа там, где начинается работа психолога.
Какие результаты своей работы ты видишь?
Результаты моей работы - мои дети, у которых происходят изменения в жизни. Об этом говорят они сами, говорят их родители. Самый ощутимый результат приходит тогда, когда дети и родители, спустя какое-то время занятий, сами начинают рассказывать про результат. Например, когда раньше ребёнок не мог руку поднять в школе, а теперь сам организовал мероприятие в классе, пробует быть лидером классе и оценки исправились. Последний запомнившийся кейс - ребёнок воровал. Мы не знали про это в процессе занятий, мама не озвучивала, что есть такая проблема. Из того, что видела я - него не было системы ценностей, простого понимания, что хорошо, а что однозначно плохо. Спустя какое время, которое ходил в клуб, он начал понемногу меняться: меньше огрызался, у него стали появляться свои интересы, начал задавать вопросы, и, как мы уже позже узнали, как следствие, перестал воровать.
Из тех ребят, которые занимаются у меня долго, последнее время становятся очень видны те, кто приходил совсем молчуном в коллектив, не принимал особого участия в проектах, мог играть в телефон на занятиях. И сейчас, спустя время, ребенок меняется, открывается, начинает брать на себя ответственность и вести за собой коллектив. Даже перейдя в одиннадцатый класс, когда многие перестают систематически ходить из-за подготовки к экзаменам, такие ребята остаются, потому что их слушают, принимают и дают раскрыться и реализовать себя.
Какие советы ты дашь новичкам?
Прежде чем идти к детям, хорошо подумать, хорошо ли ты понимаешь, прожил ли сам то, о чем собираешься с ними говорить, чему хочешь их научить? Даже если это был негативный опыт - ты попробовал и не получилось, он всё равно важен и должен быть в твоей копилке.
Второе - это быть живым, искренним, улыбающимся. Ты можешь прийти к своей группе и честно поделиться, что тебе сегодня, к примеру, грустно. Это нормально и учит их адекватно воспринимать их же эмоции. Но при этом важно оставаться в позиции взрослого, не перекладывая на них подробности всей своей жизни и трудности, с которыми каждый из нас сталкивается. Важно быть живым, потому что они все считывают.
Для меня это очень важная работа. Поменять мир одного человека - это уже очень много. А когда к тебе приходят 50 детей каждые выходные и мир каждого из них ты немного меняешь, и знаешь, что выйдя за пределы клуба, они тоже, своим настроением, состоянием, могут повлиять на других… Это становится больше, чем профессией, это становится твоей миссией.